Ақ киіз

 

 

В вещном мире сакрального пространства казахской культуры значимую роль играет белый войлок (кошма). Он, как правило, символически соотносится с высшим сословием тюркского общества. Представители белой кости (ақ сүйек) на общих курултаях кочевников садились исключительно на белые кошмы. Особая значимость «ақ киіз» проявляется в обряде избрания ханов. В описаниях этого ритуала прослеживается следующие действия: четыре старейшины усаживают претендента на тонкую белую кошму с золоченными краями и поднимают над своею головою, а затем опускают. Сняв с него одежду, разрывают ее на куски и раздают присутствующим.  Также поступают с кошмой. Затем новоиспеченный хан одевается в новый специально приготовленный наряд, соответствующий его статусу. В этом процессе семиолог А.А. Галиев усматривает несколько символических значений. Во-первых, белая кошма символизирует чистоту намерений хана; во-вторых, четырехугольная форма белой кошмы проецирует горизонтальную проекцию мира, фигурирование четырех старцев можно рассматривать как воплощение четырех столпов, на которых держится казахский мир (старец как носитель мудрости и знаний); золоченые края кошмы — символ ханской власти (золото с сакских времен атрибут царских особ).

Кошма, изготовленная из шерсти, символизировала изобилие, также и одежда хана являлись желанными предметами для участников выборов. Здесь каждый старался завладеть кусочком одежды или кошмы, согласно принципу «pars pro toto», даже лоскуток мог принести счастье его владельцу [5, с.84].

.